Войти

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению
Имя *
Пользователь*
Пароль*
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *
Проверочный код *

Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.

Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.В целом, Кольский стал одним из самых захватывающих и интересных подводных охот за несколько последних лет. Дорога из Москвы заняла почти ровно сутки (приблизительно 1850 километров). Качество дороги приятно удивило. Уже имея опыт передвижения по побитым карельским дорогам, были готовы большую часть пути объезжать ямы. Но оказалось, что почти по всей Карелии и Мурманской области лежит свежий, вполне приличный асфальт. Так же положительно сказалось то, что выехали вечером в субботу и в ночь, и на утро воскресенья машин на трассе почти не было.

Итак, вечером воскресенья мы, компанией из трех человек, я, Сергей и Игорь, оказались далеко за полярным кругом в краю семужных речек и суровой северной природы.

Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.Имелось некоторое беспокойство по поводу договоренностей с местным ”проводником ” Игорем , который должен был нас встретить, поселить на ночь и организовать заброс по лесовозной дороге в верховья одной из местных рек. Но Игорь сработал четко и уже через 15 минут после встречи мы разгружали вещи во дворе дачного дома Игоря, в котором нам предстояло провести ночь. Спартанские условия с лихвой компенсировались окружающей природой и удобной прилегающей территорией.

На следующий день, перекидав снаряжение в грузопассажирскую буханку, мы отправились в дорогу. 80 километров лесовозной дороги – это около четырех часов пути. Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.

Изрядно встряхнувшиеся подъезжаем к месту начала сплава. Мы не единственные, кто выбрал этот маршрут. На берегу сразу несколько групп, разбирающий снаряжение и собирающий катамараны. Сплавляясь на надувных лодках, мы были в меньшинстве, так как в основном сплавляющиеся используют именно катамараны. Позже стало ясно почему. Дождей было мало и воды в реках тоже, и большую часть пути, которую мы планировали пройти с ветерком на моторе, прошла в регулярном волоке через пороги и просто неглубокие места. В таких условиях наличие мотора не дает никаких скоростных преимуществ и нас несколько раз обгоняли катамараны без моторов.
Маршрут, который мы выбрали, предполагал невозможность вернуться по реке назад (с нашей экипировкой и снаряжением), а так же не имел подъездов на автомобиле. Так что уже через несколько порогов, мы оказались отрезанными от цивилизации. Не терпелось залезть в воду и посмотреть , “чё там”. Для заныра был выбран широкий и глубокий плес с тихим течением. Примечательно, что это единственное место, в котором на реке растут кувшинки.

Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.Первое погружение сильно расстроило, прозрак не превышал пары метров, в воде плавала мелкая взвесь и, по опыту, сразу было ясно, что в таких условиях надо нырять ночью с фонарем, тогда есть шанс пробить взвесь лучом и увидеть рыбу. Но откуда взяться ночи за полярным кругом в середине лета? Широкий плес сменился узким проходом в длинных зарослях травы и далее течением с чередующимися перекатами и непродолжительными неглубокими спокойными участками. Попытку повторили и... каким-то чудесным образом, видимость увеличилась на метр-полтора, взвесь куда-то подевалась. Видимо, травяные заросли хорошо выполняют свою фильтрующую функцию. Глубины почти не было, где-то пол метра, семьдесят см, где-то приходилось ползти на брюхе, течение быстрое, иногда сильно затрудняющее остановку, но сразу стало интересно. То тут, то там в струе шныряли хариусы. Рыба шустрая, но совершенно бесстрашная, может в силу отсутствия опыта общения с подвохами. При приближении стайки из трех-четырех рыб отходили чуть в сторону, но не убегали совсем и стоило замереть, подходили ближе и с любопытством разглядывали. Это, в результате, погубило несколько наиболее упитанных экземпляров весом более килограмма. У меня в “зачетке” хариус, до этого момента, значился, но совсем мелкий и незначительный, чтобы упоминать его как добычу. Поэтому настроение сразу поднялось, нарисовалась перспектива отужинать свежей рыбой.
Сергей тоже залез в воду и тоже радовался увиденному. Кроме того, что сразу начала попадаться рыба, было просто интересно находится под водой, каменистое дно чередовалось островками ярких зеленых и бурых водорослей, которые развивались на течении, светило солнышко, добавляя красок и бликов. Короче, картина была очень даже оптимистичная. Быстро закрыв позицию ”хариус”, я начал искать более спокойные и глубокие участки до и после перекатов, на которых должна была, в теории, стоять семга. Так как весь мой лососевый опыт сводился к безрезультатному и непродолжительному заплыву в реку Колвица несколько лет назад (в компании с местным подвохом и двумя лицензиями на кумжу и семгу), я руководствовался, в основном , информацией из чужих рассказов и разных видеоматериалов. Теоретическая часть оказалась верной и почти сразу я засек крупный хвост, уходящий на грани видимости. Сконцентрировавшись на движениях, я пошел тише, стараясь создавать минимум шума и вибраций. Буквально через несколько нырков (сложно назвать это действительно нырком, правильнее будет сказать легкое заглубление) ситуация повторилась, но на этот раз я увидел разворачивающуюся рыбу целиком и так как она была прямо по курсу, удалось сделать быстрый и точный выстрел. И тут началось… фрикцион завизжал, отпуская линь, рыба начала бешено носиться кругами вокруг меня, не давая мне возможности увидеть, надежно ли прошел гарпун. Несколько раз я делал попытки подтянуть рыбину к себе, но она начинала биться с удвоенной силой, и в результате я решил переждать, пока она устанет. Выбрал момент и, не подтягивая линь, прижал ее ко дну. Крутилась и пыталась вырваться до конца, пока я уже не держал ее крепко под жабры. На самом деле это был он, а не она. Самец семги, мой первый полноценный лосось. Отличить от самки оказалось очень просто, у самца морда заканчивается характерным клювом. Качественно рассмотреть трофей мне удалось только тогда, когда я наконец продернул гарпун до линя и появилась уверенность, что рыба не сойдет. Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.

Кстати, как выяснилось, пробил я семгу не до конца и в момент, когда она была у меня в руках, гарпун только лепестком удерживал кожу на спине. Чудом не сбежала. Позже оказалось, что большинство рыбин не удавалось пробить навылет, так как большая часть срывалась со стоянки еще до достижения дистанции выстрела, и уже на трех-четырех метрах либо уходила в противоположную сторону, либо обходила тебя по дуге. Как раз в этот момент и можно было сделать выстрел, но дистанция не позволяла не то что пробить, а просто дострелить до рыбы. И я несколько раз наблюдал, как гарпун, не долетая до рыбы, после рывка падает на дно. Та же история наблюдалась и у Сергея. И на следующий день ружья были подкачаны, а длина линя увеличена на один виток. В последствие, я пожалел, что не взял с собой средний морской арбалет, думаю, что на ямах с небыстрым течением и прозраком в 5 метров, он был бы гораздо предпочтительнее пневматического ружья. Кроме того, обнаружился еще один интересный момент, с которым я не сталкивался раньше. Лосось рыба очень сильная и выносливая, сев на стрелу бьется сильнее и дольше, чем любая другая известная мне рыба, а главное, ходя кругами и петлями вокруг, она еще и постоянно крутится вокруг своей оси (точнее оси, образующейся гарпуном) и скручивает наконечник. Один раз наконечник моего ружья был скручен полностью и упал на дно и почти каждый раз, после удачного выстрела, приходилось подкручивать его в правильное положение. Наконец, мне надоело этим заниматься и я намотал на резьбу нить, и закрутил наконечник намертво.
Постепенно мы продвигались вниз по реке, и после стоянки, на следующий день вошли в следующую, чуть более крупную и как выяснилось позднее, самую интересную реку нашего путешествия. Река стала пошире и кое-где поглубже. Наш друг и фоторепортер Игорь (потому что не подвох и рыбалкой не увлеченный) все же сделал остановку и стал ловить окуней и хариусов своей новой нахлыстовой удочкой. Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.

Мы же с Сергеем отметив место, как внешне перспективное (длинный, широкий и глубокий до 2,5 метров плес с резкими перепадами глубин и завалами крупных камней), полезли в воду. Картинка, которую я увидел, я запомнил, пожалуй, навсегда. При первом же нырке я увидел рыбу и она была не одна. Лосось ходил группками и поодиночке. Какая-то рыба стояла на дне и срывалась при нашем появлении, какая-то гуляла в толще воды. За сотню метров сплава я увидел несколько десятков рыбин. В нашей речке рыба была не очень крупная, самые крупные, увиденные нами экземпляры, не превышали 5, максимум 6 килограмм. Но количество и поведение рыбы вызывало бурю эмоций и адреналина. Замечены были семга, горбуша, кумжа. В последствие, кумжа (местная, живущая в реке форель) мной была один раз подстрелена, но так как рыбки были не крупные (1,5 кг), мы старались больше таких не стрелять.

Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.Крупной горбуши тоже не было, в основном от 1 до 2 кило, но ходила она всегда стайками от двух-трех, до нескольких десятков. В целом, все, без исключения лососевые были очень спортивной добычей. Не смотря на обилие рыбы в конкретных местах, взять ее было совсем не простым делом. Мало того, что рыба почти всегда срывается со стоянки, почувствовав постороннее движение в воде, так еще и двигается рывками, непредсказуемо и качественно прицелиться за ту секунду, что она еще в зоне выстрела, весьма не просто. В первые дни, мы стреляли в уходящую рыбу и попадали, но почти всегда плохо севшая на стрелу рыба сходила. На следующий день я нашел пару таких подранков дохлыми на дне и мы решили вдогон больше не стрелять, а брать только ту рыбу, которую можно выцелить наверняка. Сходы не прекратились, но их стало в разы меньше. Но не смотря на активную жизненную позицию лосося, за время поездки я несколько раз любовался ”припаркованной” в траве и за камнями рыбой, которая, по каким-то причинам не убегала и давала себя рассмотреть. Дважды, уже в конце путешествия, я подстрелил семгу с поврежденным одним глазом. Каждый раз я заходил удачно со стороны невидящего глаза и оба раза брал неподвижную рыбу. Из этого можно сделать вывод, что местный лосось в большей степени полагается на зрение, чем на остальные органы чувств. За время нашего путешествия нам попадалась рыба, живущая в реке подолгу, а так же только что зашедшая с моря. Ее легко отличить по яркой серебристой окраске. Та, которая прожила некоторое время в реке, становится коричневатой и теряет блеск. Но на гастрономических качествах это никак не сказывается, хотя местные в один голос утверждают, что рыба разная. Вот икра в середине июля действительно отличается от осенней, икринки мельче привычного размера и на вкус она более нежная и недозревшая. Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.
Можно считать это недостатком, а можно и не считать. Мы с удовольствием готовили и ели чуть недозревшую икру и даже специально под красную икру готовили блины на крышке котелка.Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.
На описанном выше месте мы простояли целых три дня. Во-первых место стоянки было зачетное, во вторых рыба имелась в изобилии. По началу все думали, что рыбная диета быстро наскучит, но оказалось, что семгу можно есть довольно долго, по крайней мере, за неделю каждодневного употребления она не надоела, тем более что готовилась она хоть и не каждый раз по разному, но все-таки четыре способа приготовления были освоены (слабосоленая, жареная стейками на решетке, икра с хлебом и икра с блинами).
Но на второй день стоянки, и охоты соответственно, были замечены изменения в поведении рыбы, она начала убегать значительно резвее. И если раньше она плавно снималась с места и спокойно уходила в сторону, то на второй день пауз совсем не стало, рыба мгновенно и стремительно срывалась и уходила в противоположную от тебя сторону. По-прежнему, ее можно было видеть, но качественно прицелиться стало почти нереально. Учитывая то, что мы ограничили выбор добычи взрослыми самками семги, не менее 2-2,5 кг весом, охотиться стало сложнее и интереснее. Во второй день, только на четвертый час охоты я абсолютно вымотанный непрерывными нырками и борьбой с течением, вышел из воды с серебристой морской семгой.
И еще одна трудовая рыбка, та самая, с одним глазом.Подводная охота на Кольском. Сплав по рекам Кольского полуострова.
Ниже по реке картина в общем сохранялась. Рыба попадалась, но места надо было искать. Время от времени, мы наблюдали рыбу, выпрыгивающую на длину тела из воды и с брызгами плюхающуюся обратно в воду. Причем, лично мне, такое рыбье поведение совершенно не понятно. Предполагается, что во время захода в реки на нерест, лососевые вообще не питаются. Откуда тогда силы на акробатику? И вообще, зачем она мух хватает, если есть их не собирается?
Теперь, несколько строк на нерыбные темы. С погодой не сказать, чтобы повезло, но и не сказать, чтоб наоборот. Несколько дней даже выглядывало солнышко. А два дня были весьма прохладными для середины лета, ночные температуры опускались до +7. Комары и мошка присутствовали, но их количество не превышало разумных пределов и если своевременно пользоваться репеллентами, то справляться можно. Очень облегчало жизнь большое количество напиленных бензопилой сосновых чушек, которые можно было насобирать около стоянки. Видимо, ”тяжеловооруженные” группы напиливают впрок, так что и другим хватает. В последний день сплава, я несколько переоценил наши скоростные возможности, предполагая, что со впадением многочисленных притоков, река станет глубже и полноводней, что можно будет идти на моторе. Не тут- то было! Три четверти пути лодки пришлось тащить на себе. В результате, вместо предполагаемых 6-7 часов, до конечного пункта мы шли 13 часов, потом собирали снаряжение, часа три ехали обратно на машине и добравшись до кроватей около 6 часов утра, упали уже без сил. Что касается общения с местными рыбнадзорными органами, то у нас все прошло тихо и спокойно. Около конечного пункта нашего путешествия нас аккуратно досмотрели, убедились, что у нас нет с собой рыбы и вежливо попрощались. Думаю, что если все будут брать рыбу только на еду, то ее запасы никогда не истощаться и Кольский полуостров будет нас радовать изумительной охотой и рыбалкой и дальше.